Иногда стена ограничений, выстроенная требованиями и ожиданиями общества, может дать трещину. Достаточно лишь задаться вопросом «а что, если»? Чтобы осознать: кроме утвержденных правил, законов и норм морали ничто не препятствует реализации любых индивидуальных желаний. Можно изображать готовность жить по чужому уставу, но за кулисами социальной сцены снимать маску правильного персонажа и поступать по собственному разумению.
Игра кажется увлекательной и безопасной. До тех пор, пока не уличат в лицемерии.
Я поступал так всегда: «надевал» удобную роль, соответствующую обстоятельствам.
Отец и мать видели во мне успешного и серьезного человека, не бросающего слов на ветер. Идеального сына, которого можно ставить в пример непутевым детям родительских знакомых. Ради поддержания этого образа пришлось отказаться от того, в чем я видел возможность самореализации. Во имя большого бизнеса и накопления материальных благ. Сделал ли подобный выбор меня богаче? Конечно, да. Счастливым? Однозначно нет.
Перед коллегами приходилось изображать профессионала, увлеченного своим делом, который планомерно продвигался по карьерной лестнице в небо. Легко ли было этим заниматься? Достаточно. Интересно? Нет.
Перед так называемыми друзьями разыгрывал гостеприимного хозяина, готового в любое время оказать теплый прием и помочь решить любую проблему. Эта роль давалась сложнее всего. Поэтому ее пришлось исключить из списка жизнеспособных амплуа. Оказавшись самим собой — психопатом, не способным интегрироваться в систему отношений — я достаточно скоро растерял всех, кто считал меня другом. Но не особенно огорчился.
После осознания собственной подлинной независимости от чужих оценок и мнений, мне оставалось преодолеть последнее препятствие к неограниченной свободе выбора. Закон.
Страх наказания за правонарушение останавливает многих людей от совершения импульсивных или заранее спланированных действий, выходящих за рамки одобряемых. Страх оказаться выброшенным за борт из лодки социальных связей также становится ощутимым препятствием на пути ко вседозволенности. Утратить доверие близких, потерять возможность хорошо трудоустроиться, присадить несмываемое пятно на репутацию — все это достаточная причина для того, чтобы семь раз отмерить, прежде чем отрезать.
И однажды я задал себе простой вопрос «а что, если»? Что если я просто откажусь от всех якорей и страхов? Не стану ли я свободнее? Однозначного ответа не получил. Но перспектива показалась привлекательной.
Попробовать один раз было легко: достаточно методично спланировать последовательность действий, чтобы последствия оказались минимальными.
А где один раз, там будет и второй.